Ппрограмма коррекционно-развивающей направленности Психологическая азбука 6 - 10

Администрация муниципального района «Мещовский район» Калужской области

Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования
«Мещовский центр диагностики и консультирования»

Рассмотрена на заседании
педагогического совета
"02"09.2024 г.,
протокол № 1

УТВЕРЖДАЮ

«мцдк»
С.Корягина

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
коррекционно - развивающей направленности

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА»

Возраст обучающихся: 6,5-10 лет
Срок реализации программы: 1год

Автор-составитель
программы:
Данилкина Я.Н.
педагог-психолог

г. Мещовск, 2024г.

Внутренняя экспертиза проведена. Программа рекомендована к рассмотрению на
педагогическом совете учреждения.

Председатель педагогического совета
«2» сентября 2024г.

Подпись

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00807B448D43A8CA7DD1EA3D641DF3DD90
Владелец: Петросян Арев Борисовна
Действителен: с 20.09.2024 до 14.12.2025

Корягина Г.С.
ФИО

РАЗДЕЛ 1.
«КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Психологическая азбука» коррекционной
направленности, для обучающихся 1-4 классов является составной частью основной
образовательной программы начального общего образования школы, разработана в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования. Психологическая программа «Психологическая азбука»
для обучающихся 1-4 классов составлена на основе программы развивающих занятий в 1-4
классе «Психологическая азбука» Т.А. Аржаковой, И.В. Вачковой, А.Х. Поповой.
Направленность программы: коррекционно развивающая.
Язык реализации программы: русский
Перечень нормативных документов:
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации».
2.Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в
образовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11
июня 2002 г. № 30-51-433/16).
3.О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в
общеобразовательном учреждении (Письмо Минобразования России от 11.02.200 г. №
101/28-16).
4.Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
Актуальность программы. Современная система образования ставит
приоритетную задачу полноценного развития ребенка, которую возможно решить только
при наличии у ребенка психологических знаний
о себе, своих личных и
возрастных особенностях и правилах грамотного взаимодействия с социумом.
Обучение обучающихся в начальной школе – первая и очень значительная ступень
в его школьной жизни. От степени освоения им новой – учебной – деятельности,
приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребёнка, развитие
его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе.
Решение проблемы развития психологической готовности обучающихся
к
обучению на второй ступени связано с резервами младшего школьного возраста. Именно в
этом возрастном периоде формируются необходимые психологические механизмы,
позволяющие обучающемся адекватно принять новые условия деятельности. Задача
педагога-психолога помочь обучающимся раскрыть имеющийся потенциал и не допустить
превращения недостатков развития в проблему.
Отличительные особенности программы. Групповая форма работы наиболее
успешно происходит нейтрализация психологического барьера, как правило, имеющегося у
учащихся, что позволяет обучающимся чувствовать себя равным членом группы и
способствует формированию прав и детей с ОВЗ и инвалидов при реализации ДООПорганизации образовательного процесса по дополнительной
общеобразовательной
программы с учетом особенностей психофизического развития категорий обучающихся.
Групповая работа также предоставляет возможность для развития коммуникативных
2

навыков и навыков общения, необходимых для установления дружеских и деловых
контактов со взрослыми и сверстниками.
Новизна программы В связи с вышесказанным, считается целесообразным психологопедагогическое сопровождение, основанное на практике психологического просвещения и
рекомендовано проводить с 1 года обучения.
Педагогическая целесообразность
реализация программы способствует у учащихся
выработать следующих компетенций: ценностно-смысловых, учебно-познавательных,
коммуникативных, информационных.
Адресат программы программа «Психологическая азбука» разработана с учетом целей и
задач психолого-педагогического сопровождения обучающихся в рамках образовательного
процесса, целью которой является формирование общей культуры обучающихся, на их
духовно-нравственное социальное личностное и интеллектуальное развитие, на создание
основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную
успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование,
сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся.
Объём программы: 72
Сроки освоения программы: 1 год
Режим занятий: групповая, 1 раз в неделю
Форма обучения: очная
Форма организации образовательной деятельности: групповая
Формы проведения занятий: теоретические, практические.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы выступает развитие личности ребёнка, в частности его самосознания и
рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными
возможностями.
Задачи программы
- Помочь обучающимся быстрее и безболезненней адаптироваться к школьным условиям.
- Формировать психологическую готовность к обучению, работа над личностными,
регулятивными и коммуникативными УУД
- Познакомить обучающихся с основными психологическими понятиями.
-Помочь обучающимся осознать свои задатки и способности.
- Ориентировать обучающихся на развитие творческих способностей и воображения.
- Формировать позитивную Я-концепции и устойчивую самооценку
- Снизить уровень школьной тревожности
- Учить методам и приёмам познания себя.
- Учить обучающих осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики с целью их
эффективного использования во всех основных видах и формах познания.
- Помочь обучающим осознать у себя ведущие каналы восприятия информации и
ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего
мира.
- Помочь обучающим в создании классного коллектива через формирование групповой
сплоченности и выработку системы единых требований
- Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления
межличностных отношений со сверстниками и взрослыми
3

- Ориентировать обучающих на социально приемлемые формы поведения в обществе.
1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 класс

№
п/п

Раздел,
тема

Количество
часов

I
II

Знакомство
Диагностика

2
2

III

Коррекция и
развитие

60

IV
V

Консультация

4

Подведение
итогов
ИТОГО
(всего занятий)

В том числе

Форма контроля
(наблюдение,
анкетирование,
теоретических практических диагностическое
обследование,
рефлексия,
беседа и т.д.)
1
1
тестирование
1
1
Проективные
методики,
анкетирование
16
44
Наблюдение,
рефлексия,
беседа
2
2
анкетирование

4

2

2

72

22

50

тестирование

2 класс
№
п/п

Раздел,
тема

Количество
часов

I
II

Диагностика
Коррекция и
развитие

2
62

III

Консультация

4

Подведение
итогов
ИТОГО
(всего занятий)
IV

4
72

В том числе

Форма контроля
(наблюдение,
анкетирование,
теоретических практических диагностическое
обследование,
рефлексия,
беседа и т.д.)
1
1
тестирование
17
45
Проективные
методики,
анкетирование
2
2
Наблюдение,
рефлексия,
беседа
2
2
анкетирование
22

4

50

3 класс

№
п/п

Раздел,
тема

Количество
часов

I
II

Диагностика
Коррекция и
развитие

2
62

III

Консультация

4

Подведение
итогов
ИТОГО
(всего занятий)
IV

4
72

В том числе

Форма контроля
(наблюдение,
анкетирование,
теоретических практических диагностическое
обследование,
рефлексия,
беседа и т.д.)
1
1
тестирование
17
45
Проективные
методики,
анкетирование
2
2
Наблюдение,
рефлексия,
беседа
2
2
анкетирование
22

50

4 класс

№
п/п

Раздел,
тема

Количество
часов

I
II

Диагностика
Коррекция и
развитие

2
62

III

Консультация

4

Подведение
итогов
ИТОГО
(всего занятий)
IV

4
72

В том числе

Форма контроля
(наблюдение,
анкетирование,
теоретических практических диагностическое
обследование,
рефлексия,
беседа и т.д.)
1
1
тестирование
17
45
Проективные
методики,
анкетирование
2
2
Наблюдение,
рефлексия,
беседа
2
2
анкетирование
22

50

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1 класс
Раздел 1
Тема 1. Знакомство
Цель: Знакомство друг с другом, введение в игровую атмосферу.
5

Элементы содержания: Эмоционально – положительное отношение к школе. Адекватное
осознанное представление о качествах хорошего ученика.
Принятие образца «хорошего ученика» как примера для подражания.
Тема: Знакомство продолжается.
Цель: Создание условий для самораскрытия и мотивирование на взаимопонимание.
Элементы содержания: Эмоционально – положительное отношение к школе. Адекватное
осознанное представление о качествах хорошего ученика. Принятие образца «хорошего
ученика» как примера для подражания.
Тема 2. Знакомство со школой.
Цель: Знакомство с правилами школьной жизни и занятий.
Элементы содержания: Эмоционально – положительное отношение к школе.
Тема 3. Я теперь школьник.
Цель: Знакомство с правилами школьной жизни и занятий.
Элементы содержания: Эмоционально – положительное отношение к школе.
Тема 4. Что значит быть школьником?
Цель: Помощь в осознании социальной позиции школьника.
Элементы содержания: Эмоционально – положительное отношение к школе.
Тема 5. Знакомство с Пси – Магом.
Цель: Создание мотивации на познание самих себя и дача первоначальных представлений о
психической реальности.
Элементы содержания: Эмоционально – положительное отношение к школе.
Раздел 2
Тема 6. Королевство Внутреннего мира.
Цель: Поддержание мотивации на познание себя и одноклассников, создание представления о
специфике психической реальности.
Элементы содержания: Способность к самопознанию и самооценке. Зачатки личностной
рефлексии.
Тема 7. Сказка о волшебных зеркалах – 1.
Цель: Укрепление интереса к самопознанию, знакомство с основными составляющими Яобраза, развитие самоанализа и рефлексии.
Элементы содержания: Способность к самопознанию и самооценке. Зачатки личностной
рефлексии.
Тема 8. Сказка о волшебных зеркалах – 2.
Цель: Укрепление интереса к самопознанию, знакомство с основными составляющими Яобраза, развитие самоанализа и рефлексии.
Элементы содержания: Способность к самопознанию и самооценке. Зачатки личностной
рефлексии.
Тема 9.Что я знаю о себе?
Цель: Актуализация рефлексивной позиции, развитие потребности в самоанализе и
рефлексии.
Элементы содержания: Способность к самопознанию и самооценке. Зачатки личностной
рефлексии.
Тема 10. Что я знаю о себе и других?
Цель: Помочь посмотреть на себя глазами других.
6

Элементы содержания: Способность к самопознанию и самооценке. Зачатки личностной
рефлексии.
Тема 11. Я – это кто?
Цель: Помощь в осознании собственной уникальности и себя самого в прошлом,
настоящем и будущем, развитие способности к самоанализу и рефлексии.
Элементы содержания: Способность к самопознанию и самооценке. Зачатки личностной
рефлексии.
Раздел 3
Тема 12. Мои ощущения.
Цель: Показ роли ощущений в познании окружающего мира, развитие осознания
различных видов ощущений.
Элементы содержания: Осознание и оценка особенностей своих ощущений, восприятия,
внимания как причин успешности/ неуспешности учебной деятельности. Стремление к
самоизменению.
Тема 13. Мое восприятие мира.
Цель: Содействие осознанию уникальности собственного восприятия окружающего мира.
Элементы содержания: Осознание и оценка особенностей своих ощущений, восприятия,
внимания как причин успешности/ неуспешности учебной деятельности. Стремление к
самоизменению.
Тема 14. Мое внимание.
Цель: Содействие осознанию актуального состояния своего внимания, развитие
внимательности.
Элементы содержания: Элементы содержания: Осознание и оценка особенностей своих
ощущений, восприятия, внимания как причин успешности/ неуспешности учебной
деятельности. Стремление к самоизменению.
Тема 15. Как быть внимательным?
Цель: Развитие умения замечать свои ошибки, концентрацию, устойчивость,
распределение и переключение внимания.
Элементы содержания: Элементы содержания: Осознание и оценка особенностей своих
ощущений, восприятия, внимания как причин успешности/ неспешности учебной
деятельности. Стремление к самоизменению.
Тема 16. Развиваем свое внимание.
Цель: Помощь в осознании значимости целенаправленного сосредоточения внимания для
достижения успеха, активизация и развитие произвольного внимания.
Элементы содержания: Элементы содержания: Осознание и оценка особенностей своих
ощущений, восприятия, внимания как причин успешности/ неуспешности учебной
деятельности. Стремление к самоизменению.
Тема 17. Я умею быть внимательным.
Цель: Мотивирование на развитие собственного внимания, развитие произвольного
внимания и наблюдательности.
Элементы содержания: Элементы содержания: Осознание и оценка особенностей своих
ощущений, восприятия, внимания как причин успешности/ неуспешности учебной
деятельности. Стремление к самоизменению.
Раздел 4
Тема 18. Что такое темперамент?
7

Цель: Содействие осознанию индивидуальных различий между людьми, знакомство с
психологическими особенностями различных типов темперамента.
Элементы содержания: Осознание и оценка особенностей своего темперамента и
характера как причин успешности/ неуспешности общения в школе. Позитивное
самоотношение. Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных
поступков, так и поступков окружающих людей.
Тема 19. Разные люди – разные типы темперамента.
Цель: Закрепление умения различать типы темперамента, осознание собственной
уникальности, развитие экспрессивных возможностей.
Элементы содержания: Осознание и оценка особенностей своего темперамента и
характера как причин успешности/ неуспешности общения в школе. Позитивное
самоотношение. Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных
поступков, так и поступков окружающих людей.
Тема 20. Разные люди – разные характеры.
Цель: Обогащение словарного запаса, развитие умения описывать черты характера.
Элементы содержания: Осознание и оценка особенностей своего темперамента и
характера как причин успешности/ неуспешности общения в школе. Позитивное
самоотношение. Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных
поступков, так и поступков окружающих людей.
Тема 21. Какой у меня характер?
Цель:
Мотивирование
на
осознание
черт
собственного
характера,
актуализация представлений о хороших и плохих чертах характера.
Элементы содержания: Осознание и оценка особенностей своего темперамента и
характера как причин успешности/ неуспешности общения в школе. Позитивное
самоотношение. Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных
поступков, так и поступков окружающих людей.
Тема 22. Какой характер у других?
Цель:
Мотивирование
на
осознание
черт
собственного
характера,
актуализация представлений о хороших и плохих чертах характера.
Элементы содержания: Осознание и оценка особенностей своего темперамента и
характера как причин успешности/ неуспешности общения в школе. Позитивное
самоотношение. Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных
поступков, так и поступков окружающих людей.
Тема 23. Какой характер у других?
Цель:
Мотивирование
на
осознание
черт
собственного
характера,
актуализация представлений о хороших и плохих чертах характера.
Элементы содержания: Осознание и оценка особенностей своего темперамента и
характера как причин успешности/ неуспешности общения в школе. Позитивное
самоотношение. Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных
поступков, так и поступков окружающих людей.
Тема 24. Мой характер: оценим недостатки.
Цель: Содействие осознанию непривлекательных черт своего характера за счет получения
обратной связи, развитие рефлексивных способностей и способностей оценивать других.
Элементы содержания: Осознание и оценка особенностей своего темперамента и
характера как причин успешности/ неуспешности общения в школе. Позитивное
8

самоотношение. Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных
поступков, так и поступков окружающих людей.
Раздел 5
Тема 25. Что такое эмоции?
Цель: Мотивирование на познание собственного эмоционального мира, осознание
собственных эмоций.
Элементы содержания: Осознание и оценка собственных эмоций как регуляторов
межличностного взаимодействия. Использование речевых и неречевых средств для
выражения и понимания эмоций.
Зачатки эмпатии как понимания чувств других людей.
Тема 26. Какие бывают эмоции?
Цель: Расширение активного словаря для обозначения эмоций, мотивирование на
понимание собственных и чужих эмоций, развитие способности к их «прочтению».
Элементы содержания: Осознание и оценка собственных эмоций как регуляторов
межличностного взаимодействия. Использование речевых и неречевых средств для
выражения и понимания эмоций.
Тема 27. Конкурс чувствоведов.
Цель: Расширение активного словаря для обозначения эмоций, мотивирование на
понимание собственных и чужих эмоций, развитие способности к их «прочтению».
Элементы содержания: Осознание и оценка собственных эмоций как регуляторов
межличностного взаимодействия. Использование речевых и неречевых средств для
выражения и понимания эмоций.
Тема 28. Что я знаю о своих эмоциях?
Цель: Осознание богатства и уникальности собственного эмоционального мира, развитие
способности к дифференцировке различных эмоций и выражению свих эмоций через
рисунок.
Элементы содержания: Осознание и оценка собственных эмоций как регуляторов
межличностного взаимодействия. Использование речевых и неречевых средств для
выражения и понимания эмоций.
Тема 29. Королевство Внутреннего мира.
Цель: Стимулирование интереса к самопознанию, содействие осознанию содержания
собственной психической реальности, развитие рефлексии.
Элементы содержания: Осознание и оценка собственных эмоций как регуляторов
межличностного взаимодействия. Использование речевых и неречевых средств для
выражения и понимания эмоций.
Тема 30. Королевство Внутреннего мира.
Цель: Осознание богатства и уникальности собственного эмоционального мира, развитие
способности к дифференцировке различных эмоций и выражению свих эмоций через
рисунок.
Элементы содержания: Осознание и оценка собственных эмоций как регуляторов
межличностного взаимодействия. Использование речевых и неречевых средств для
выражения и понимания эмоций.
Тема 31. Подготовка к представлению «Королевство внутреннего мира».

9

Цель: Осознание богатства и уникальности собственного эмоционального мира, развитие
способности к дифференцировке различных эмоций и выражению свих эмоций через
рисунок.
Элементы содержания: Осознание и оценка собственных эмоций как регуляторов
межличностного взаимодействия. Использование речевых и неречевых средств для
выражения и понимания эмоций.
Тема 32. Костюмированное представление «Королевство внутреннего мира».
Цель: Осознание богатства и уникальности собственного эмоционального мира, развитие
способности к дифференцировке различных эмоций и выражению свих эмоций через
рисунок.
Элементы содержания: Осознание и оценка собственных эмоций как регуляторов
межличностного взаимодействия. Использование речевых и неречевых средств для
выражения и понимания эмоций.
2 Класс
Раздел 1
Тема 1. Мои летние впечатления.
Цель: Обучение выражению своих чувств с помощью слов, невербальных и
изобразительных средств, развитие умения слушать, создание мотивации на совместную
работу.
Элементы содержания: Мотивация на самопознание и самоизменение. Зачатки осознания
своих достоинств и недостатков. Умение работать в парах.
Тема 2. Какой я?
Цель: Осознание качеств характера и личностных изменений, развитие навыков
коллективного сотрудничества.
Элементы содержания: Мотивация на самопознание и самоизменение. Зачатки осознания
своих достоинств и недостатков. Умение работать в парах.
Тема 3. Психология – знакомая незнакомка.
Цель: Актуализация психологических знаний, развитие умений коллективного
сотрудничества.
Элементы содержания: Мотивация на самопознание и самоизменение. Зачатки осознания
своих достоинств и недостатков. Умение работать в парах.
Раздел 2
Тема 4. Мои желания.
Цель: Знакомство с понятиями «желания» и «потребности», развитие рефлексии.
Элементы содержания: Осознание актуальных желаний и мотивов поведения.
Сформированная мотивация достижения результата. Зачатки рефлексивной самооценки.
Тема 5. Сказка о борьбе мотивов.
Цель: Знакомство детей с феноменом борьбы мотивов, осознание своих мотивов, развитие
рефлексии.
Элементы содержания: Осознание актуальных желаний и мотивов поведения.
Сформированная мотивация достижения результата. Зачатки рефлексивной самооценки.
Тема 6. Мои мотивы.
Цель: Осознание мотивов своего поведения, развитие позитивных мотивов.
Элементы содержания: Осознание актуальных желаний и мотивов поведения.
Сформированная мотивация достижения результата. Зачатки рефлексивной самооценки.
10

Тема 7. Какие мотивы у других?
Цель: Осознание мотивов своего поведения, обучение анализу мотивов поведения других
людей.
Элементы содержания: Осознание актуальных желаний и мотивов поведения.
Сформированная мотивация достижения результата. Зачатки рефлексивной самооценки.
Раздел 3
Тема 8. Загадка Психоочистителя – 1.
Цель: Осознание значимости для человека внимания, ощущения, памяти, мышления,
эмоций, развитие рефлексии, навыков коллективной работы.
Элементы содержания: Осознание своих когнитивных возможностей.
Способность адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в учении.
Стремление к совершенствованию своих способностей. Произвольное запоминание с
использованием мнемотехнических приемов.
Тема 9. Что такое память?
Цель: Осознание особенностей своей памяти, развитие мнемические способностей,
знакомство с видами памяти.
Элементы содержания: Осознание своих когнитивных возможностей.
Способность адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в учении.
Стремление к совершенствованию своих способностей. Произвольное запоминание с
использованием мнемотехнических приемов.
Тема 10. Виды памяти.
Цель: Осознание особенностей своей памяти, развитие мнемические способностей,
знакомство с видами памяти.
Элементы содержания: Осознание своих когнитивных возможностей.
Способность адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в учении.
Стремление к совершенствованию своих способностей. Произвольное запоминание с
использованием мнемотехнических приемов.
Тема 11. Какая у меня память?
Цель: Изучение особенностей собственной памяти, ее сильных и слабых сторон, развитие
мнемические способностей
Элементы содержания: Осознание своих когнитивных возможностей.
Способность адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в учении.
Стремление к совершенствованию своих способностей. Произвольное запоминание с
использованием мнемотехнических приемов.
Тема 12. Эмоциональная память.
Цель: Знакомство с особенностями эмоциональной памяти, развитие рефлексии
переживания и мнемические способностей.
Элементы содержания: Осознание своих когнитивных возможностей.
Способность адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в учении.
Стремление к совершенствованию своих способностей. Произвольное запоминание с
использованием мнемотехнических приемов.
Тема 13. Как лучше запоминать?
Цель: Мотивирование детей на развитие и тренировку своей памяти, знакомство со
способами эффективного запоминания и преимуществами смыслового запоминания.
11

Элементы содержания: Произвольное запоминание с использованием мнемотехнических
приемов.
Тема 14. Я умею запоминать!
Цель: Мотивирование детей на развитие и тренировку своей памяти, знакомство со
способами эффективного запоминания и преимуществами смыслового запоминания.
Элементы содержания: Произвольное запоминание с использованием мнемотехнических
приемов.
Тема 15. Что я знаю о памяти?
Цель: Закрепление способов эффективного запоминания, обобщение сведений о памяти.
Элементы содержания: Произвольное запоминание с использованием мнемотехнических
приемов.
Раздел 4
Тема 16. Сказка о профессоре Мышлении.
Цель: Знакомство с содержанием понятия «мышление», развитие умения анализировать,
сравнивать, обобщать.
Элементы содержания: Сформированность умения анализа объектов с выделением
существенных и несущественных признаков.
Сформированность умения синтеза.
Сформированность умения сравнения, сериации, классификации по существенным
признакам. Сформированность умения генерализации и выведения общности для ряда или
класса единичных объектов. Сформированность умения подводить под понятие на основе
распознавания объектов.
Тема 17. Учимся обобщать и находить закономерности.
Цель: Развитие логического мышления.
Элементы содержания: Сформированность умения анализа объектов с выделением
существенных и несущественных признаков.
Сформированность умения синтеза.
Сформированность умения сравнения, сериации, классификации по существенным
признакам. Сформированность умения генерализации и выведения общности для ряда или
класса единичных объектов. Сформированность умения подводить под понятие на основе
распознавания объектов.
Тема 18. Учимся находить противоположности.
Цель: Развитие логического мышления и диалектического взгляда на действительность,
актуализация самооценочной деятельности.
Элементы содержания: Сформированность умения анализа объектов с выделением
существенных и несущественных признаков.
Сформированность умения синтеза.
Сформированность умения сравнения, сериации, классификации по существенным
признакам. Сформированность умения генерализации и выведения общности для ряда или
класса единичных объектов. Сформированность умения подводить под понятие на основе
распознавания объектов.
Тема 19. Учимся думать логично – 1.
Цель: Развитие логического мышления, содействие осознанию своих умственных
возможностей, актуализация самооценочной деятельности.
12

Элементы содержания: Сформированность умения анализа объектов с выделением
существенных и несущественных признаков.
Сформированность умения синтеза.
Сформированность умения сравнения, сериации, классификации по существенным
признакам. Сформированность умения генерализации и выведения общности для ряда или
класса единичных объектов. Сформированность умения подводить под понятие на основе
распознавания объектов.
Тема 20. Развитие логического мышления, содействие осознанию своих умственных
возможностей, актуализация самооценочной деятельности.
Элементы содержания: Сформированность умения анализа объектов с выделением
существенных и несущественных признаков.
Сформированность умения синтеза.
Сформированность умения сравнения, сериации, классификации по существенным
признакам. Сформированность умения генерализации и выведения общности для ряда или
класса единичных объектов. Сформированность умения подводить под понятие на основе
распознавания объектов.
Тема 21. Учимся думать творчески.
Цель: Развитие способности гибко и оригинально мыслить, стимулирование проявления
креативности.
Элементы содержания: Сформированность умения анализа объектов с выделением
существенных и несущественных признаков.
Сформированность умения синтеза.
Сформированность умения сравнения, сериации, классификации по существенным
признакам. Сформированность умения генерализации и выведения общности для ряда или
класса единичных объектов. Сформированность умения подводить под понятие на основе
распознавания объектов.
Тема 22. Что я знаю о мышлении?
Цель: Закрепление умения обобщать, мыслить логично, развитие рефлексии способов
умственной деятельности, обобщение сведений о мышлении.
Элементы содержания: Сформированность умения анализа объектов с выделением
существенных и несущественных признаков.
Сформированность умения синтеза.
Сформированность умения сравнения, сериации, классификации по существенным
признакам. Сформированность умения генерализации и выведения общности для ряда или
класса единичных объектов. Сформированность умения подводить под понятие на основе
распознавания объектов.
Раздел 5
Тема 23. Фантазируем с Фантазией.
Цель: Стимулирование креативных способностей, развитие навыков совместной
творческой деятельности.
Элементы содержания: Сформированное на уровне представления умение решать
проблемы творческого характера. Мотивация на дальнейшее самопознание.
Тема 24. Что такое способности?
Цель: Стимулирование креативных способностей, развитие навыков совместной
творческой деятельности.
13

Элементы содержания: Сформированное на уровне представления умение решать
проблемы творческого характера. Мотивация на дальнейшее самопознание.
Тема 25. Я знаю, что я…
Цель: Стимулирование интереса к самопознанию, содействие осознанию своих
способностей, развитие интереса к внутреннему миру.
Элементы содержания: Сформированное на уровне представления умение решать
проблемы творческого характера. Мотивация на дальнейшее самопознание.
Тема 26. Королевство внутреннего мира: поиск сокровищ.
Цель: Стимулирование интереса к самопознанию и психологии, обобщение опыта.
Элементы содержания: Сформированное на уровне представления умение решать
проблемы творческого характера. Мотивация на дальнейшее самопознание.
Тема 27. Королевство внутреннего мира: поиск сокровищ.
Цель: Стимулирование интереса к самопознанию и психологии, обобщение опыта.
Элементы содержания: Сформированное на уровне представления умение решать
проблемы творческого характера. Мотивация на дальнейшее самопознание.
Тема 28. Мое «Королевство внутреннего мира».
Цель: Стимулирование интереса к самопознанию и психологии, обобщение опыта.
Элементы содержания: Эффективность работы по программе.
Тема 29. Подготовка к представлению «Королевство внутреннего мира».
Цель: Стимулирование интереса к самопознанию и психологии, обобщение опыта.
Элементы содержания: Мотивация на дальнейшее самопознание.
Тема 30. Подготовка к представлению «Королевство внутреннего мира».
Цель: Стимулирование интереса к самопознанию и психологии, обобщение опыта.
Элементы содержания: Эффективность работы по программе.
Тема 31. Костюмированное представление «Королевство внутреннего мира».
Цель: Стимулирование интереса к самопознанию и психологии, обобщение опыта.
Элементы содержания: Эффективность работы по программе.
Класс 3
Раздел 1
Тема 1. Новая встреча с психологией.
Цель: Пробуждение интереса к психологии общения, самопознанию и рефлексии,
развитие навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества.
Элементы содержания: Осознание возможности общения со сверстниками и взрослыми.
Мотивационная основа для усвоения знаний по психологии.
Учебно – познавательный интерес к новым областям знаний, новым способам решения
задач.
Тема 2. Начало путешествия в Страну Общения.
Цель: Осмысление своих отношений с одноклассниками, развитие коммуникативных
возможностей.
Элементы содержания: Осознание возможности общения со сверстниками и взрослыми.
Мотивационная основа для усвоения знаний по психологии.
Учебно – познавательный интерес к новым областям знаний, новым способам решения
задач.
Тема 3. Что взять с собой в путешествие?
14

Цель: Развитие умения осознавать свои желания, развитие навыков взаимодействия и
сотрудничества, формирование умения действовать согласованно.
Элементы содержания: Осознание возможности общения со сверстниками и взрослыми.
Мотивационная основа для усвоения знаний по психологии.
Учебно – познавательный интерес к новым областям знаний, новым способам решения
задач.
Тема 4. Что я знаю о себе?
Цель: Пробуждение интереса к своему Я, развитие рефлексивной позиции в сфере
общения.
Элементы содержания: Осознание возможности общения со сверстниками и взрослыми.
Мотивационная основа для усвоения знаний по психологии.
Учебно – познавательный интерес к новым областям знаний, новым способам решения
задач.
Раздел 2
Тема 5. Как и почему начинаются споры?
Цель: Осознание причин своих ссор, развитие экспрессивных способностей, умения
действовать согласованно.
Элементы содержания: Умение формулировать собственное мнение и позицию.
Умение допускать возможность существования различных точек зрения.
Умение ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций.
Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Умение предвидеть последствия коллективных решений. Эмпатия как понимание чувств
других людей и сопереживание им.
Тема 6. Я общительный или замкнутый?
Цель: Мотивирование на осмысление и развитие своих коммуникативных способностей.
Элементы содержания: Умение формулировать собственное мнение и позицию.
Умение допускать возможность существования различных точек зрения.
Умение ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций.
Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Умение предвидеть последствия коллективных решений. Эмпатия как понимание чувств
других людей и сопереживание им.
Тема 7. Королевство Разорванных Связей.
Цель: Осознание ценности глубоких и содержательных контактов между людьми,
развитие навыков невербального взаимодействия.
Элементы содержания: Умение формулировать собственное мнение и позицию.
Умение допускать возможность существования различных точек зрения.
Умение ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций.
Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Умение предвидеть последствия коллективных решений. Эмпатия как понимание чувств
других людей и сопереживание им.
Тема 8. Свои и чужие.
15

Цель: Осознание ценности теплых эмоциональных отношений между людьми, развитие
толерантного отношения к другим.
Элементы содержания: Умение формулировать собственное мнение и позицию.
Умение допускать возможность существования различных точек зрения.
Умение ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций.
Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Умение предвидеть последствия коллективных решений. Эмпатия как понимание чувств
других людей и сопереживание им.
Тема 9. Робинзоны.
Цель: Осознание ценности теплых эмоциональных отношений между людьми, развитие
толерантного отношения к другим.
Элементы содержания: Умение формулировать собственное мнение и позицию.
Умение допускать возможность существования различных точек зрения.
Умение ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций.
Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Умение предвидеть последствия коллективных решений. Эмпатия как понимание чувств
других людей и сопереживание им.
Тема 10. Девчонки + мальчишки =…
Цель: Осознание своего отношения к представителям другого пола, формирование
позитивного отношения к другому полу.
Элементы содержания: Умение формулировать собственное мнение и позицию.
Умение допускать возможность существования различных точек зрения.
Умение ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций.
Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Умение предвидеть последствия коллективных решений. Эмпатия как понимание чувств
других людей и сопереживание им.
Тема 11. Друзья и недруги.
Цель: Осознание ценности дружеских отношений между людьми, развитие толерантного
отношения к другому мнению.
Элементы содержания: Умение формулировать собственное мнение и позицию.
Умение допускать возможность существования различных точек зрения.
Умение ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций.
Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Умение предвидеть последствия коллективных решений. Эмпатия как понимание чувств
других людей и сопереживание им.
Раздел 3
Тема 12. Дружба – это…
Цель: Знакомство с понятием «дружба», развитие навыков совместной деятельности.
Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества. Умение формулировать
собственное мнение и позицию. Умение допускать возможность существования
различных точек зрения. Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации
16

различных позиций. Умение договариваться и приходить к общему решению. Усвоение
моральных ценностей.
Элементы содержания: Умение формулировать собственное мнение и позицию.
Умение допускать возможность существования различных точек зрения.
Умение ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций.
Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Умение предвидеть последствия коллективных решений. Эмпатия как понимание чувств
других людей и сопереживание им.
Тема 13. Дружная страна.
Цель: Закрепление правил общения, развитие способности самовыражения.
Элементы содержания: Умение формулировать собственное мнение и позицию.
Умение допускать возможность существования различных точек зрения.
Умение ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций.
Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Умение предвидеть последствия коллективных решений. Эмпатия как понимание чувств
других людей и сопереживание им.
Тема 14. Как мы все похожи!
Цель: Развитие стремления к самопознанию, осознание важности сходности черт между
людьми для общения, развитие умения учитывать мнения других.
Элементы содержания: Умение формулировать собственное мнение и позицию.
Умение допускать возможность существования различных точек зрения.
Умение ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций.
Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Умение предвидеть последствия коллективных решений. Эмпатия как понимание чувств
других людей и сопереживание им.
Тема 15. Какие мы все разные!
Цель: Развитие способности к самопознанию, осознание важности различий между
людьми для общения, осознание своих отличий от других, развитие умений учитывать
разные мнения.
Элементы содержания: Умение формулировать собственное мнение и позицию.
Умение допускать возможность существования различных точек зрения.
Умение ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций.
Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Умение предвидеть последствия коллективных решений. Эмпатия как понимание чувств
других людей и сопереживание им.
Тема 16. Сказка о Другой Точке Зрения.
Цель: Развитие взаимопонимания, развитие толерантного отношения.
Элементы содержания: Умение формулировать собственное мнение и позицию.
Умение допускать возможность существования различных точек зрения.
Умение ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций.
17

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Умение предвидеть последствия коллективных решений. Эмпатия как понимание чувств
других людей и сопереживание им.
Тема 17. Скажи мне, кто твой друг…
Цель: Осмысление ценности дружеских отношений, развитие умения представлять себя в
общении, выражение невербального Я.
Элементы содержания: Умение формулировать собственное мнение и позицию.
Умение допускать возможность существования различных точек зрения.
Умение ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций.
Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Умение предвидеть последствия коллективных решений. Эмпатия как понимание чувств
других людей и сопереживание им.
Тема 18. Скажи мне, кто твой друг…
Цель: Осмысление ценности дружеских отношений, развитие умения представлять себя в
общении, выражение невербального Я.
Элементы содержания: Умение формулировать собственное мнение и позицию.
Умение допускать возможность существования различных точек зрения.
Умение ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций.
Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Умение предвидеть последствия коллективных решений. Эмпатия как понимание чувств
других людей и сопереживание им.
Раздел 4
Тема 19. Комплимент – это…
Цель: Знакомство с понятием «комплимент», понимание значимости комплимента для
комфортных взаимоотношений, знакомство с формулами комплимента, развитие
стремления к освоению навыков оказания психологической поддержки.
Элементы содержания: Умение формулировать собственное мнение и позицию.
Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач.
Умение задавать вопросы.
Тема 20. Что другие ценят во мне? Что я ценю в себе?
Цель: Развитие навыков оказания психологической поддержки, осознание и раскрытие в
общении собственных достоинств, способностей, достижений.
Элементы содержания: Умение задавать вопросы. Умения строить понятные
высказывания. Эмпатия.
Тема 21. Давайте говорить друг другу комплименты.
Цель: Развитие навыков оказания психологической поддержки, осознание и раскрытие в
общении собственных достоинств, способностей, достижений, получение опыта
самопринятия и самодостижения.
Элементы содержания: Умение задавать вопросы. Умения строить понятные
высказывания. Эмпатия.
Тема 22. Давайте говорить друг другу комплименты.
18

Цель: Развитие навыков оказания психологической поддержки, осознание и раскрытие в
общении собственных достоинств, способностей, достижений, получение опыта
самопринятия и самодостижения.
Элементы содержания: Умение задавать вопросы. Умения строить понятные
высказывания. Эмпатия.
Раздел 5
Тема 23. Как мы переживаем эмоции?
Цель: Ориентация на осознание роли эмоций в общении, осознание смены своих эмоций и
собственного влияния на эмоции других в ходе общения, расширение эмоционального
словаря общения.
Тема 24. Мы умеем выражать свои эмоции!
Цель: Осознание динамики эмоций и влияния других людей на этот процесс, развитие
чувствительности к восприятию эмоций, умение выражать свои эмоции.
Элементы содержания: Умение строить понятные высказывания. Усвоение моральных
ценностей. Эмпатия.
Тема 25. Как мы понимаем эмоции других?
Цель: Развитие умения понимать эмоции других, выражать эмоции и чувства.
Элементы содержания: Умение строить понятные высказывания. Усвоение моральных
ценностей. Эмпатия.
Тема 26. Как мы умеем сопереживать!
Цель: Развитие умения понимать эмоции других, выражать эмоции, формирование
способности к сопереживанию и сочувствию, обобщение материала.
Элементы содержания: Умение строить понятные высказывания. Усвоение моральных
ценностей. Эмпатия.
Тема 27. Подготовка к представлению «Страна Общения».
Цель: Развитие умения понимать эмоции других, выражать эмоции, формирование
способности к сопереживанию и сочувствию, обобщение материала.
Элементы содержания: Эффективность работы по программе.
Тема 28. Подготовка к представлению «Страна Общения».
Цель: Стимулирование интереса к самопознанию и психологии, обобщение опыта.
Элементы содержания: Умение адекватно использовать речевые средства для решения
различных коммуникативных задач.
Тема 29. Костюмированное представление «Страна Общения».
Цель: Стимулирование интереса к самопознанию и психологии, обобщение опыта.
Элементы содержания: Умение действовать в команде.
Класс 4
Раздел 1
Тема 1. Знакомьтесь –психология.
Цель: Пробудить интерес к изучению своего внутреннего мира, показать важность
развития коммуникативных навыков, содействовать принятию рефлексивной позиции.
Элементы содержания: Коммуникативные УУД – осознание важности познания и
улучшения навыков общения. Личностные УУД –формирование ценностного отношения
к общению, взаимодействию.
Тема 2. Я- это интересно.
19

Цель: Способствовать развитию у детей навыков рефлексии; содействовать
формированию умения оказывать психологическую поддержку; помочь детям осознать и
раскрыть собственные достоинства, способности и достижения.
Элементы содержания: Коммуникативные УУД – осознание важности познания и
улучшения навыков общения. Личностные УУД –формирование ценностного отношения
к общению, взаимодействию.
Тема 3. Что мы знаем об общении?
Цель: Способствовать актуализации материала из важнейших тем 3 года занятий по
программе; содействовать развитию рефлексивной позиции в сфере общения.
Элементы содержания: Коммуникативные УУД – осознание важности познания и
улучшения навыков общения. Личностные УУД –формирование ценностного отношения
к общению, взаимодействию.
Тема 4. Общение – дело общее.
Цель: Развивать экспрессивные навыки способности и навыки эффективного
взаимодействия и сотрудничества.
Элементы содержания: Коммуникативные УУД – осознание важности познания и
улучшения навыков общения. Личностные УУД –формирование ценностного отношения
к общению, взаимодействию.
Раздел 2
Тема 5. Как хорошо уметь… слушать.
Цель: Познакомить учащихся с понятием «слушать»; содействовать развитию умения
слушать.
Элементы содержания: Коммуникативные УУД –умения адекватно использовать речевые
средства для решения различных коммуникативных задач;
Тема 6. Активное и пассивное слушание.
Цель: Помочь осознать различие понятий «слушать» и «слышать»; предоставить
учащимся возможность побывать в роли и говорящих и слушающих.
Элементы содержания: Коммуникативные УУД –умения адекватно использовать речевые
средства для решения различных коммуникативных задач;
Тема 7. Как важно уметь задавать вопросы.
Цель: Познакомить с понятием активного слушания, показать его значимость и развивать
умение формулировать вопросы для правильного понимания собеседника.
Элементы содержания: : Коммуникативные УУД –умения адекватно использовать
речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
Тема 8. Практикум активного слушания.
Цель: Развивать умения активного слушания: задавать уточняющие вопросы, выражать
поддержку и понимания говорящему.
Элементы содержания: Коммуникативные УУД –умения адекватно использовать речевые
средства для решения различных коммуникативных задач;
Тема 9. Поговорим без слов.
Цель: Познакомить с неречевыми средствами общения.
Элементы содержания: Коммуникативные УУД –умения адекватно использовать речевые
средства для решения различных коммуникативных задач;
Тема 10. Практикум неречевого общения.
20

Цель: Способствовать умению общаться с помощью неречевых средств: жестов, мимики,
взгляда, соблюдения дистанции.
Элементы содержания: Коммуникативные УУД –умения адекватно использовать речевые
средства для решения различных коммуникативных задач;
Тема 11. Практикум неречевого общения (продолжение)
Цель: Способствовать умению общаться с помощью неречевых средств: жестов, мимики,
взгляда, соблюдения дистанции.
Элементы содержания: Коммуникативные УУД –умения адекватно использовать речевые
средства для решения различных коммуникативных задач;
Тема 12. Речь.
Цель: Показать значимость грамотной речи для правильного понимания друг друга в
общении.
Элементы содержания: Коммуникативные УУД –умения адекватно использовать речевые
средства для решения различных коммуникативных задач;
Тема 13. Берегите, пожалуйста, речь!
Цель: Способствовать развитию навыков эффективного речевого взаимодействия.
Элементы содержания: Коммуникативные УУД –умения адекватно использовать речевые
средства для решения различных коммуникативных задач;
Тема 14. А умеете ли вы спорить?
Цель: Раскрыть содержание понятий «спор» и «дискуссия»; развивать умение убеждать;
показать важность использования аргументов в споре.
Элементы содержания: Коммуникативные УУД –умения адекватно использовать речевые
средства для решения различных коммуникативных задач;
Тема 15. Чемоданчик Мастера Общения.
Цель: Способствовать развитию умения убеждать; развивать творческие способности.
Элементы содержания: Коммуникативные УУД –умения адекватно использовать речевые
средства для решения различных коммуникативных задач;
Раздел 3
Тема 16. В море знаний.
Цель: Мотивировать учащихся на сотрудничество в ситуации совместного поиска новой
информации; развивать навыки взаимодействия и сотрудничества в команде; научить детей
работать с различными словарями.
Элементы содержания: обосновывать собственную позицию;
Тема 17. Коротко, да ясно, от того и прекрасно.
Цель: Развивать умение обобщать информацию, точно ее передавать; способствовать
сплочению классного коллектива.
Элементы содержания: обосновывать собственную позицию;
Тема 18. Имя мое…
Цель: Пробудить интерес к истории своего имени; помочь детям осознать уникальность и
глубину своей личности;
Цель: Пробудить интерес к истории своего имени; помочь детям осознать уникальность и
глубину своей личности;
Тема 19. Моя семья.
Цель: Актуализировать понимание ценности семейных отношений; помочь учащимся
осознать свои чувства к различным членам семьи.
21

Элементы содержания: обосновывать собственную позицию;
Тема 20. В пещере эмоциональных взрывов.
Цель: Показать роль негативных эмоций в общении; развивать способности к пониманию
чужих эмоций по выражению лица, жестам, взглядам; учить детей выражать свои эмоции с
помощью неречевых средств;
Элементы содержания: обосновывать собственную позицию;
Тема 21. Научно – практическое исследование конфликта.
Цель: Показать значение конфликта в общении и его последствий; дать представление о
различных стратегиях поведения в конфликтных ситуациях.
Элементы содержания: обосновывать собственную позицию;
Тема 22. Выиграть – проиграть?
Цель: Познакомить с алгоритмом эффективного разрешения конфликтов, способствовать
осознанию причин возникающих конфликтов и поиску способов разрешения конфликта,
развивать умения учитывать мнения разных людей и работать в команде.
Элементы содержания: обосновывать собственную позицию;
Тема 23. Сказка о понимании.
Цель: Развивать умение устанавливать контакт в различных ситуациях, дать представление о
том, что помогает людям понять друг друга, помочь детям увидеть, что умение понимать
причины своего поведения тесно связано с умением понимать причины поведения других
людей; содействовать осознанию различных аспектов Я –образа.
Элементы содержания: обосновывать собственную позицию;
Тема 24. День рождения - день творения.
Цель: Содействовать осознанию богатства и цельности собственного Я через ресурсы
метафоры; способствовать развитию творческих способностей.
Элементы содержания: обосновывать собственную позицию;
Раздел 4
Тема 25. Могу и хочу!
Цель: Мотивировать на дальнейшее развитие качеств, важных для общения, показать
значимость позитивной установки для комфортного общения.
Элементы содержания: Коммуникативные УУД-формирование качеств, необходимых для
эффективного взаимодействия сотрудничества.
Тема 26. Когда приходит понимание?
Цель: Помочь осознать важность внимательного отношения к другому человеку; развивать
способность к пониманию внутреннего мира другого человека.
Элементы содержания: Коммуникативные УУД-формирование качеств, необходимых для
эффективного взаимодействия сотрудничества.
Тема 27. По дороге сказок.
Цель: Помочь актуализировать психологическое содержание сказок из книги «Королевство
Разорванных Связей»; развивать способность к самопознанию через идентификацию со
сказочными персонажами; навыки взаимодействия в команде.
Элементы содержания: Коммуникативные УУД-формирование качеств, необходимых для
эффективного взаимодействия сотрудничества.
Тема 28. В королевстве…
Цель: Напомнить правила комфортного общения в классе; развивать навыки сотрудничества
и творческие способности.
22

Элементы содержания: Коммуникативные УУД-формирование качеств, необходимых для
эффективного взаимодействия сотрудничества.
Тема 29. Встреча с Мастером Общения.
Цель: Содействовать осознанию полученного на занятиях опыта как актуального ресурса для
разрешения новых коммуникативных задач; обеспечивать «укоренение» правил комфортного
общения в классе.
Элементы содержания: Коммуникативные УУД-формирование качеств, необходимых для
эффективного взаимодействия сотрудничества.
Тема 30. Игра «Королевство Внутреннего Мира».
Цель: Цель: Содействовать осознанию полученного на занятиях опыта как актуального
ресурса для разрешения новых коммуникативных задач; обеспечивать «укоренение» правил
комфортного общения в классе.
Элементы содержания: Коммуникативные УУД-формирование качеств, необходимых для
эффективного взаимодействия сотрудничества.
Тема 31. Игра «Путешествие по Стране Общения».
Цель: Стимулирование интереса к самопознанию, содействие осознанию содержания
собственной психической реальности, развитие рефлексии, Развитие навыков
эффективного взаимодействия в группе.
Элементы содержания: Коммуникативные УУД-формирование качеств, необходимых для
эффективного взаимодействия сотрудничества.
Тема 32. Письмо Пси-Магу.
Цель: Стимулирование интереса к самопознанию, содействие осознанию содержания
собственной психической реальности, развитие рефлексии, Развитие навыков
эффективного взаимодействия в группе.
Элементы содержания: Оценка эффективности работы по программе.
Тема 33. По страницам Психологической азбуки.
Цель: Стимулирование интереса к самопознанию, содействие осознанию содержания
собственной психической реальности, развитие рефлексии, Развитие навыков
эффективного взаимодействия в группе.
Элементы содержания: Осознание и оценка своих личностных особенностей, умение
взаимодействовать в команде.
Тема 34. До свидания, Психологическая азбука.
Цель: Стимулировать интерес к самопознанию и психологии; обобщить полученный на
занятиях.
Элементы содержания: Осознание и оценка своих личностных особенностей, умение
взаимодействовать в команде.
1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
-Тестирование
-Анкетирование, методики, направленные на исследование уровня сформированности
УУД).
- Применение проективных методик диагностики ( «Школа зверей» Моя школа», «Мой
класс», «Мой портрет» и т.д)
- Наблюдение за детьми в игровых и учебных ситуациях
ПЛАНИРУЕМЫ (ОЖИДАЕМЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ:
Основные результаты
23

1.Низкий уровень тревожности.
2.Высокая и нормальная самооценка.
3.Позитивное отношение к себе и своей личности.
4.Хорошо сформированные умения общения со сверстниками и взрослыми, в том числе
педагогами.
5.Сплоченный классный коллектив обучающихся с положительной мотивацией к обучению.
6.Смягчение процесса адаптации к обучению в школе.
7.Осознание детьми своих особенностей и возможностей на данном этапе обучения.
8.Сформированность основных понятий, связанных с содержанием курса.
РАЗДЕЛ 2
«КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
Дата
Количество
обучения
Дата начала окончания учебных
(уровень) занятий
занятий
недель
1
год
31
мая 36
обучения
2024г.

Количество Форма
занятия
Количество учебных
учебных дней часов
72
72 часа один
раз в неделю

15 сентября
15 сентября 31 мая 2024г 36

72

15 сентября 31 мая 2024г 36

72

72 часа один групповая
раз в неделю

15 сентября 31 мая 2024г 36

72

72 часа один групповая
раз в неделю

2
год
обучения
3
год
обучения
4
год
обучения
Методические
особенности
организации
образовательного
процесса

групповая
72 часа один групповая
раз неделю

2.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа «Психологическая азбука» является
принципиально новой для начального образования.
Данная программа предполагает кардинально иные, по
сравнению с традиционными, подходы к отбору
содержания, структурированию и организационным
формам занятий. Важнейшим отличием данного курса
является сдвиг акцентов с обучения на развитие (точнее
сказать, с обучения, в процессе которого
происходит развитие, на развитие, являющееся целью
обучения). Программа направлена на формирование
УУД (в первую очередь – коммуникативных и
личностных) у школьников во
внеурочной деятельности. Программа «Психологическая
азбука» позволяет провести мониторинг достижения
планируемых школой и Основной образовательной
программой начального общего образования прежде
всего личностных и мета предметных результатов.
Программа рассчитана на 72 часа в 1 классе и 72 часа во 2-4
24

классах и предполагает проведение одно занятие в
в
неделю. Программа предусматривает
вариативность продолжительности занятий: возможно
прохождение как одного цикла. Занятия проводятся с группой из 1520 человек в специально оборудованном помещении.
Длительность занятий: 30- минут в 1 классе, во 2-4 классах – 40
минут.
Методы
обучения
воспитания
Педагогические
технологии
Дидактические
материалы

Обучение
и
практическое

Методические
разработки

Тренинги
Беседы и дискуссии
Игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые
Релаксационные упражнения
Работа с книгой

групповое
Специально организованная среда
Специально организованные занятия.
Физкультминутки.
Игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, с куклами и
игрушками)
Работа с книгой.
Диагностика и контроль.

2.3 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ (КОНТРОЛЯ)
Время проведения
Цель проведения
Форма проведения
Начальный или входной контроль
В начале учебного Определение уровня развития учащихся, Беседа, упражнение, опрос
года
их способностей
Текущий контроль
В начале всего
Определение степени усвоения
Педагогическое наблюдение,
учебного года
обучающимися учебного материала.
упражнение, беседа
Определение готовности детей к
восприятию нового материала.
Повышение ответственности и
заинтересованности обучающихся в
обучении. Выявление отстающих и
опережающих обучение. Подбор наиболее
эффективных методов и средств обучения.
Итоговый контроль
В конце учебного Определение изменения уровня развития Беседа, итоговое занятие
года
детей, их творческих способностей.
Ориентирование обучающихся на
дальнейшее обучение.
2.4 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Каждое занятие может включать в себя следующие типы работы: рассказ педагога-психолога,
игра, упражнения, беседа, лепка из пластилина, изобразительная деятельность, чтение
специально подобранных текстов и «психологических сказок» и др.
25

2.5 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Основные результаты
-Низкий уровень тревожности.
-Высокая и нормальная самооценка.
-Позитивное отношение к себе и своей личности.
-Хорошо сформированные умения общения со сверстниками и взрослыми, в том числе
педагогами.
-Плоченный классный коллектив обучающихся с положительной мотивацией к обучению.
-Смягчение процесса адаптации к обучению в школе.
-Осознание детьми своих особенностей и возможностей на данном этапе обучения.
-Сформированность основных понятий, связанных с содержанием курса.

26

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа
(первый год обучения). Под ред. И.В. Вачкова. М.;2014г.
2.Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа
(второй год обучения). Под ред. И.В. Вачкова. М.;2014г.
3.Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа
(третий год обучения). Под ред. И.В. Вачкова. М.;2013г.
4.Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа
(четвертый год обучения) Под ред. И.В. Вачкова. М.;2014г.
5.«Сказки о самой душевной науке» Вачков И.В. М.;2014г.
6.Практикум по возрастной психологии/Под ред. И.В. Дубровиной-М., 2015г.
7.Ануфриев А.Ф.Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.-М.:
Издательство №Ось-89», 2003г.
8.Фридман ПМ. , Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя, — М., 2017 .
9.Чистякова М.И. Психогимнастика Под ред. М-И.Буянова. — М., 2014

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

План мероприятий по противодействию коррупции в сфере деятельности МКОУ ДО "МЦДК" на 2024-2025год

План мероприятий по противодействию коррупции в сфере деятельности МКОУ ДО "МЦДК" на 2024-2025 учебный год
План мероприятий по противодействию коррупции на 2024-2025 уч.год.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».